Вторник, 19.03.2024
Зона интересов
Меню сайта
Обновления форума
  • Фентези миниатюра (60)
  • Самоходное орудие "Штурер Эмиль". (5)
  • Моя артиллерия. (13)
  • Что выбрать? (6)
  • Поздравления. (13)
  • Категории каналов
    Артиллерия [8]
    Обновления статей.
    Материалов за текущий период нет.
    Категории раздела
    Артиллерия [8]
    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Артиллерия » Артиллерия

    Железнодорожная пушка «Дора» (Dora)

     "Дора".

         

     «Дора» — уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии. Разработано фирмой «Крупп» (Германия) в конце 1930-х годов. Предназначалось для разрушения укреплений линии Мажино и фортификаций на границе Германии и Бельгии. Орудие было применено при штурме Севастополя в 1942 году. Предположительно, также — при подавлении Варшавского восстания в сентябре-октябре 1944 года.
    После Первой мировой войны развитие немецкой артиллерии было ограничено положениями Версальского договора. Германии было запрещено иметь орудия калибра свыше 150 мм, а также любые противотанковые и зенитные пушки. Поэтому, по мнению лидеров нацистской Германии, создание мощной и крупнокалиберной артиллерии было делом престижа.
    В 1936 году при посещении завода фирмы «Крупп» Адольф Гитлер потребовал у руководства концерна создать сверхмощное орудие для разрушения французской линии Мажино и бельгийских пограничных фортов (таких, как форт Эбен-Эмаэль).

      Орудие должно было обладать углом вертикального наведения +65º и максимальной дальнобойностью 35—45 км, а снаряд орудия должен был пробивать броню толщиной 1 м, бетон 7 м, твердый грунт 30 м. Конструкторскую группу фирмы «Крупп», занявшуюся созданием нового сверхмощного орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который обладал огромным опытом в данной области. В 1937 году проект был завершен, и в том же году фирме «Крупп» выдали заказ на изготовление нового орудия, после чего концерн взялся за его немедленное производство. В 1941 году фирмой «Крупп» было построено первое орудие, названое «Дора», в честь жены главного конструктора. В том же году было создано второе 800 мм орудие, которое получило название «Толстый Густав» в честь директора фирмы — Густава фон Болена и Гальбаха Круппа. Заказ обошёлся государству в 10 миллионов рейхсмарок. Также было спроектировано, но не достроено третье орудие идентичного типа, но с калибром ствола 520 мм и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав».

    Калибр — 813 мм.
    Длина ствола — 32 м.
    Вес снаряда — 7100 кг.
    Минимальная дальность стрельбы — 25 км, максимальная — 40.
    Полная длина орудия — 50 м.
    Общий вес — 1448 тонн.
    Живучесть ствола — 300 выстрелов.
    Скорострельность — 3 выстрела в час

     В 1941 году орудия были испытаны на полигоне в Рюгенвальде и Хиллерслебен (в 120 км к западу от Берлина) в присутствии Адольфа Гитлера и Альберта Шпеера и других высокопоставленных армейских чинов. Результаты испытаний соответствовали требованиям технического задания, хотя установки не имели некоторых механизмов. К концу 1941 года все испытания были закончены и орудие было полностью готово к боевому применению, к этому времени было изготовлено более тысячи 800-мм снарядов.

      Снаряд «Доры» пробивал бронеплиту толщиной 1 м или 8-метровое железобетонное перекрытие. 

     Транспортировали суперорудие при помощи нескольких железнодорожных составов (всего до 60 локомотивов и вагонов с персоналом в несколько сот человек).

     

     Инженерную подготовку местности вели 1,5 тысячи рабочих и тысяча саперов четыре недели. Так как оборудование «Доры» доставлялось в 106 вагонах пятью поездами, в месте разворачивания орудия построили целую сортировочную станцию. Для дезинформации составы с оборудованием «Доры» сначала были доставлены под Керчь, где стояли до 25 апреля, а после подготовки позиции были скрытно переброшены под Бахчисарай. В 43 вагонах первого поезда прибыли обслуживающий персонал, кухня и средства маскировки. В 16 вагонах второго поезда привезли монтажный кран и вспомогательное оборудование. В 17 вагонах третьего — доставили части самой пушки и мастерскую. Четвертый поезд в 20 вагонов перевез 400-тонный 32-метровый ствол и механизмы заряжания. В 10 вагонах пятого поезда, в которых поддерживался искусственный климат (постоянно 15 градусов по Цельсию), размещались снаряды и пороховые заряды. Орудие было собрано за 54 часа и к началу июня подготовлено к стрельбе.

    Супер-пушка "ДОРА"

     

     Количество обслуживающего персонала «Доры» 4139 солдат, офицеров и вольнонаемных. Помимо прочего расчет орудия включал батальон охраны, транспортный батальон, комендатуру, полевой хлебозавод, маскировочную роту, отделение полевой почты и походный… публичный дом с персоналом в 40 «работниц».

    Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.

    Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора» была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:
    1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;
    2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;
    3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;
    4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;
    5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.

    Супер-пушка "ДОРА"

     

     В первый бой «Доре» предстояло вступить под стенами французской укреплинии «Мажино». Однако за время конструирования и изготовления пушки немцы обошли «Мажино» с тыла и вынудили Париж капитулировать.

     

    Запирание затвора ствола, а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.
    Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).

    Супер-пушка "ДОРА"

     

     Весной 1942 года Гитлер вызвал в Берлин командующего 11-й армией генерала Эриха Фрица фон Манштейна. Фюрера интересовало, почему военачальник затягивает взятие Севастополя. Провал двух штурмов Манштейн объяснил тем, что подступы к городу хорошо укреплены, а гарнизон сражается с невероятным фанатизмом. «У русских много тяжелой морской артиллерии, в том числе неуязвимый форт с орудиями невероятного калибра», — заявил он.

     

     Позицию для «Доры» выбирал сам генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек, во время облета на самолете окрестностей Бахчисарая. Пушка должна была прятаться в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями.

    Супер-пушка "ДОРА"

     

     «Дору» использовали в бою против знаменитой советской 30-й батареи капитана Г. Александера. Группа штабных офицеров вермахта заранее вылетела в Крым и выбрала огневую позицию в районе поселка Дуванкой. Для инженерной подготовки было выделено 1000 саперов и 1500 рабочих, принудительно мобилизованных из числа местных жителей. Специальную железнодорожную ветку оборудовали на станции Джанкой, где пути были четырехрельсовыми.

     

     Данные о применении суперпушки под Севастополем противоречивы. В мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости 80 снарядов. Немецкую пушку довольно скоро засекли советские летчики, нанесшие по ее позиции серьезный удар и повредившие энергопоезд.

    Супер-пушка "ДОРА"

     

     В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м. В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.

    Супер-пушка "ДОРА"             

     

     Утром 5 июня 1942 года два дизельных локомотива мощностью в 1050 лошадиных сил каждый выкатили на боевую серповидную позицию этот колосс общим весом 1350 тонн и установили с точностью до сантиметра. Первый выстрел состоял из снаряда весом 7088 килограмм, двух пороховых зарядов по 465 килограмм каждый, гильзы весом 920 килограмм. Подъемник ствола придал ему возвышение в 53 градуса. Специально для корректировки стрельбы несколько поодаль от «Доры» был поднят в воздух аэростат. При выстреле команда обслуживания пряталась в укрытие за несколько сот метров. Выстрел вызывал эффект мини-землетрясения. Грохот при сгорании за 6 миллисекунд свыше 900 килограмм пороха и выталкивании 7-тонного снаряда был просто чудовищным — в вагоне за 3 километра, по свидетельству современников-очевидцев, подпрыгивала посуда. Откат вдавливал рельсовый путь на 5 сантиметров.

     

    Эрих фон МАНШТЕЙН: "...5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.

    Супер-пушка "ДОРА"

     

     На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м.  Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» — в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас — 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города...."

     

    Супер-пушка "ДОРА"

     

     Исследователи обходят молчанием вопрос, как же именно «Дора» была вывезена из Крыма. Во всяком случае, понятно, что немцы демонтировали все оборудование, бывшее конечно, секретным, и тщательно убрали все следы.

     

     После взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. Когда началась операция по прорыву блокады города, немцы спешно эвакуировали суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.

    Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковник Франц Гальдер: «Настоящее произведение искусства, однако бесполезное». 

     22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

    Супер-пушка "ДОРА"

     

    Категория: Артиллерия | Добавил: savator (21.04.2017)
    Просмотров: 2449 | Рейтинг: 4.8/21
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Логин:
    Пароль:
    Поиск
    Новости сайта
    Материалов за текущий период нет.
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Зона интересов © 2024