Суббота, 27.07.2024
Зона интересов
Меню сайта
Обновления форума
  • Фентези миниатюра (60)
  • Самоходное орудие "Штурер Эмиль". (5)
  • Моя артиллерия. (13)
  • Что выбрать? (6)
  • Поздравления. (13)
  • Категории каналов
    Грузовые авто [3]
    Обновления статей.
    Материалов за текущий период нет.
    Категории раздела
    Грузовые авто [3]
    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Автомобили » Грузовые авто

    Артиллерийский тягач "Коминтерн"

                                                  Советский артиллерийский тягач "Коминтерн"

                            
     Тягач предназначен для буксировки орудий корпусной артиллерии и артиллерийских систем большой мощности артиллерии Резерва Главного Командования (РГК).

     "Коминтерн" является первым советским специально сконструированным артиллерийским тягачом. В ходе разработки тягача, по мнению конструкторов, была найдена оптимальная компоновка для машин данного класса.

     Вскоре после окончания Первой мировой войны во всех развитых странах начались работы по переводу артиллерии с конной на механическую тягу. Это сулило огромные преимущества – например, возрастала скорость буксировки, становилось возможно перевозить тяжелые артсистемы, не разбирая их, в кузове автомобиля помещались и расчет, и боеприпасы, что позволяло отказаться от целых караванов на одно орудие, и, наконец, машины не уставали и не боялись шума боя.
    Однако если в Европе и США в качестве артиллерийских тягачей старались приспособить гражданские грузовики или создавали тягачи на их базе, то Советскому Союзу пришлось пойти другим путем. Дело в том, что страна только создавала развитую автомобильную промышленность и приспосабливать для буксировки пушек было нечего. Однако это положение имело и свои плюсы – необходимость создавать с нуля специальные арттягачи.
     После ряда неудачных попыток создать тягачи по образцу тракторов советские конструкторы взяли за основу шасси снятого с производства танка Т-24. Тягач получил имя «Коминтерн». Данные новой машины на 30-е годы можно было считать отличными: тягач мог тащить прицеп, почти вдвое превосходящий его по массе, высокой была и скорость буксировки. Хотя «Коминтерн» считался средним артиллерийским тягачом, он мог буксировать тяжелые артсистемы.
     Выпущенный в количестве 1798 штук «Коминтерн» прошел через всю войну. Его применяли не только для буксировки различных орудий, но и для эвакуации подбитых танков, работы в промышленности. Кроме боевого пути «Коминтерна», его заслуга состояла в том, что он стал основой для разработок арттягачей на следующие двадцать лет. Его компоновочная схема оказалась очень простой и удачной – этакий грузовик на гусеницах.


                              


     В 1930 г. Остехбюро ГУВП ВСНХ совместно с ГКБ ОАТ и АНИИ начали разработку проектов "гусеничных тракторов РККА". Разработка велась по требованиям "системы танко-тракторно-автоброне-вооружения РККА" 1929 года. То этим требованиям на вооружении РККА должны были состоять "легковой (малый) трактор РККА", "средний трактор РККА" и "тяжелый (большой) трактор РККА". При проектировании тракторов предписывалось использовать ходовую часть и силовые агрегаты (соответственно) танкеток (малых танков), основных танков и средних (маневренных) танков.

     Тяжелый трактор проектировался для транспортировки орудий весом до 11 000 кг со скоростью до 15 км/ч. В 1933 г. трактор получил собственное имя "Коминтерн" и, несмотря на наиболее противоречивые ТТХ для него, был не просто создан, но даже в 1934 г. запущен в серию, едва ли не одну из самых больших перед войной. При создании трактора, а точнее - артиллерийского тягача, широко применялись элементы ходовой части танка Т-24. Машина оказалась удачной и, несмотря на прекращение производства базового танка, выпуск "Коминтернов" не только не прекратился, но постоянно увеличивался. Недостатки у трактора, несомненно, были, но к чести его создателей заметим, что многие из них были преодолены усилиями проектировщиков и изготовителей. Тягач использовался для транспортирования практически всех орудий РГК калибром до 152-мм, а иногда и 203-мм гаубиц Б-4 на гусеничном ходу. Всего до 1940 г. было выпущено около 1800 "Коминтернов", после чего его сменил более совершенный "Ворошиловец". 


                                 


     Разработка тягача велась группой конструкторов Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) под руководством Б.Н. Воронкова с 1930 по 1932 год. Тягач был принят на вооружение Красной Армии в 1933 году, установочная партия в 50 машин  была выпущена в 1934 году. Серийное производство тягача было развернуто в 1935 году.

     Компоновка: двигатель расположен в передней части, двухместная кабина - в средней, грузовая платформа - сзади.
    Крутящий момент от четрехцилиндрового двигателя жидкостного охлаждения передается на задние ведущие колеса (звездочки) гусеничного хода. В тягаче использованы элементы ходовой части и подвески выпускавшегося ранее малой серией танка Т-24. Облегченная гусеница танкового типа снабжена 50-мм грунтозацепами, обеспечивающими хорошее сцепление с почвой и не повреждавшими дорожное покрытие. Деревянная кабина по конструкции была аналогична кабине грузового автомобиля ЗИС-5, однако водитель располагался справа. Грузовая платформа площадью 5,36 кв. м была снабжена откидными бортами и съемным тентом. Для размещения расчета буксируемого артиллерийского орудия имелись два поперечных сиденья и скамейка над бензобаком, который был установлен сразу за кабиной водителя. Несмотря на такие недостатки, как повышенный расход топлива и трудоемкость обслуживания, тягач «Коминтерн» зарекомендовал себя как надежная, мощная машина, 
     способная транспортировать все состоявшие в то время на вооружении Красной Армии артиллерийские орудия калибром до 152 мм включительно.

     До 1940 г. было выпущено 1798 тягачей этого типа, которые использовались вплоть до конца второй мировой войны (к 1945 г. в артиллерийских частях имелось 568 тягачей «Коминтерн»).


     В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления группа сотрудников ХПЗ под руководством Б. Н. Воронкова (ведущие конструкторы Д. М. Иванов и Д.Ф.Бобров) приступила к разработке арттягача «Коминтерн», и уже к 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 («Борис Никонорович Воронков»). 

     Новый тягач имел классическую, очень удобную при работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля: впереди — двигатель, за ним кабина, грузовая платформа и задние ведущие колеса (звездочки). Внутри рамы, под полом кабины и платформы, располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (ее трос выдавался назад). 

     Дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с., 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанный, нетребовательный к качеству топлива (работал на любом бензине и его смеси с лигроином и керосином), хорошо заводился даже при низких температурах мощным электростартером или пусковой рукояткой с понижающим редуктором. 

     Деревянную кабину с металлической обшивкой с небольшими переделками заимствовали у грузовика ЗиС-5, но водителя разместили справа. Все окна открывались, поэтому кабина хорошо проветривалась. За ней смонтировали два металлических бензобака. 


                


     Армейские испытания «Коминтерна», прошедшие в августе — ноябре 1937 года показали, что, несмотря на архаизм некоторых инженерных решений — она уверенно буксировала любые орудия калибром до 152 мм и даже 203-мм гаубицу Б-4 на гусеничном ходу. При движении по плохим дорогам «Коминтерн» развивал достаточную скорость; проходимость и прочность также отвечали требованиям военных. Кроме того, тягач оказался ремонтопригодным и надежным. 
     


                                  


     Конструктор Воронков, давший имя трактору, успел перейти на Харьковский тракторный завод, и доведением машины пришлось заняться Н.Г. Зубареву. В помощь к нему придали конструкторов А.Г. Гулиту и В.П. Каплина. Они поставили дизельный двигатель КИН мощностью 131 л.с. (мог работать на любом бензине и его смеси с лигроином и керосином), ходовую часть и подвеску от танка Т-24, повысили скорость и силовой диапазон в трансмиссии. Систему смазки приспособили для устойчивой работы при преодолении машиной подъемов до 400. Установили кабину от грузовика ЗИС-5 для экипажа и платформу для боекомплекта и снаряжения, с поперечными сиденьями для размещения орудийного расчета. Имелся даже съемный тент. У тягача наконец-то появилась лебедка с тяговым усилием до 10 тыс. кгс, которой можно было управлять из кабины. Испытания показали, доработанная машина в состоянии буксировать артсистемы калибра 152 мм и даже 203-мм гаубицу Б-4 на гусеничном ходу. Хотя расход топлива был велик, а устойчивость из-за относительно узкой колеи и высокого центра тяжести - напротив, мала, трактор приняли на вооружение РККА. Правда, при езде по слабым грунтам и обледенелым дорогам сцепные свойства гусениц оказались недостаточными, но эту проблему решили просто - в комплект ЗИП были включены дополнительные «шпоры», крепившиеся к гусеницам болтами. С апреля до конца 1934 года изготовили первые 50 «Коминтернов», а с 1935 года началось их серийное производство. В месяц изготовляли по 25-30 машин, а всего с 1934 по 1940 годы было построено 1798 «Коминтернов», из них 1712 поступило в армию. Они заслуженно считались лучшими средними арттягачами того времени, и за годы войны было потеряно всего 56 машин. «Коминтерны» широко применялись в армии и мирном хозяйстве вплоть до конца 40-х годов, хотя в 1940 году их производство было прекращено в связи в появлением более мощного и надежного тягача «Ворошиловец». Ни одного «Коминтерна» до наших дней, к сожалению, не сохранилось.
     


     Годы выпуска: 1934-1940 

    Масса в снаряженном состоянии без груза, кг 10640
    Грузоподъемность платформы, кг: 2000
    Масса буксируемого прицепа, кг: 12000, с перегрузкой - 14 000
    Число мест в кабине: 2
    Число мест в кузове для сидения: 12
    Габариты, мм: длина - 5765, ширина - 2208, ширина с тентом - 2300, высота по кабине (без нагрузки) - 2538, высота с тентом - 2980
    База опорных катков, мм: 3278
    Колея (по серединам гусениц), мм: 1530
    Ширина гусениц, мм: 360
    Ширина трака, мм: 170
    Дорожный просвет, мм: 400
    Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе. кг/кв. см: 0.49
    Максимальная мощность двигателя при 1260 об/мин. л.с: 131
    Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 30,5
    Запас хода по грунту с прицепом, км: 80
    Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа, град.: 33.5
    Километровый расход топлива на шоссе с грузом и прицепом, кг: 2.5
    Часовой расход топлива на шоссе, кг: без прицепа - 18, с прицепом - 22
    Запас хода для средних условий движения с прицепом, ч: 11
    Запас хода по шоссе: 170 км

                       

    Категория: Грузовые авто | Добавил: savator (17.10.2017)
    Просмотров: 1297 | Рейтинг: 4.0/6
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск
    Новости сайта
    Материалов за текущий период нет.
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Зона интересов © 2024