Пятница, 26.04.2024
Зона интересов
Меню сайта
Обновления форума
  • Фентези миниатюра (61)
  • Самоходное орудие "Штурер Эмиль". (5)
  • Моя артиллерия. (13)
  • Что выбрать? (6)
  • Поздравления. (13)
  • Категории каналов
    Танки [15]
    Бронемашины [7]
    Другая военная техника [1]
    Обновления статей.
    Материалов за текущий период нет.
    Категории раздела
    Танки [15]
    Бронемашины [7]
    Другая военная техника [1]
    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Бронетехника » Танки

    танк ИС-2


                                                            Танк ИС 2
     

                                   Рисунок тяжелого танка ИС-2 на улицах Берлина

                                Рисунок тяжелого танка ИС-2 на улицах Берлина

     ИС-2 – тяжелый советский танк конца Второй мировой войны и послевоенного периода. Индекс «ИС» обозначает серию подобных машин и расшифровывается, как «Иосиф Сталин», 2 – порядковый номер модификации тяжелых танков серии ИС.

    История и предпосылки создания.

     После захвата в конце 1942 года под Ленинградом нового тяжелого немецкого танка PzKpfw VI «Тигр» и обстрела его на полигоне в Кубинки всеми имеющимися в то время артиллерийскими средствами и боеприпасами, советское командование поняло, что противопоставить ему в борьбе с новейшей танковой техникой Вермахта ему не чего. Руководство страны в то время поставило перед конструкторами и производителями танков задачу в кратчайшие сроки разработать и запустить в производство новый тяжелый советский танк, который по тактико-техническим характеристикам должен был на равных соперничать с танками противника, а в ряде характеристик, и превосходить их.

     Созданный на Челябинском заводе танк ИС-1 (ИС-85) неудачно дебютировал на полях сражений. В боях за Лысянку и Умань танки ИС-1 не проявили себя с лучшей стороны, а напротив, понесли тяжелые потери. Недостатки были отмечены, как в недостаточной бронезащите танка, так и в огневой мощи – пушка Д-5 калибра 85 миллиметров не давала возможности на равных конкурировать в этом компоненте с «Пантерами» и «Тиграми».

     Уже в сентябре 1943 года Фёдор Фёдорович Петров, выдающийся советский артиллерийский конструктор, обратился к ведущему конструктору Челябинского Котину Ж.Я. о возможной установке на танки серии ИС пушек калибров 107, 122 и 152 миллиметра. Котин выбрал для модернизации и усиления огневой мощи танков серии ИС пушку калибра 122 миллиметра А-19. После получения согласия И. В. Сталина на оснащение пушками А-19 танков серии, ее под началом Ф. Ф. Петрова доработали, оснастив дульным тормозом для нейтрализации сильной отдачи и новым компактными антиоткатными устройством, улучшив при этом размещение средств управления пушки при работе наводчика. Улучшенный вариант пушки А-19 получил условное, а потом и основное эксплуатационное название Д-25Т.
    Новый разработанный танк, который первоначально значился, как «Объект 237» получил название ИС-2, в некоторых источниках встречается название ИС-122 и КВ-122, так в частях на первых порах называли первые прибывшие на фронт танки данной марки. После удачных испытаний нового танка, в конце ноября 1943 года танк был запущен в серию на Челябинском заводе. Стоит отметить, что несколько десятков машин было собрано и на Кировском заводе в Ленинграде.

    Танк ИС-2 из состава Первого чехословацкого армейского корпуса на улицах Праги, май, 1945 года

    Компоновка.

     Танк ИС-2 являлся модернизированной конструкцией танка ИС-1 (ИС-85), который в свое время стал усовершенствованием конструкции танка КВ-1. ИС-2 был скомпонован классически. При этом броневой корпус по направлению от носа до кормы последовательно подразделялся на отделение управления машиной, отделение экипажа или боевое отделение и моторное отделение. Механик-водитель находился в отделении управления танком, три члена экипажа танка размещались в соответствующем боевом отделении, которое распространялось на часть броневого корпуса и башню. Здесь же располагались орудие Д-25Т, его боекомплект и несколько топливных баков. Трансмиссия и двигатель располагались в кормовой части танка. К недостаткам компоновки стоит отнести отсутствие люка для механика-водителя, которому в случае поражения танка выбраться через верхний люк после двух членов экипажа становилось весьма проблематичным делом, и наличие в боевом отделении части топливных баков, что увеличивало возможность попадания дизтоплива на членов экипажа и его воспламенения при подбитии танка.

    Колона танков ИС-2 на улицах Берлина, май, 1945 года

    Бронезащита корпуса и башни.

     Бронезащита танка ИС-2 разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу.

     Броневой корпус, кроме лобовых деталей,  был разработан таким образом, что производился путем сваривания катаных бронеплит толщиной 90, 60, 30 и 20 миллиметров. Конструкция лобовой детали ИС-2 была разной для машин различных периодов выпуска. Так, к примеру, у танков ИС-2 выпуска 1943 года лобовая деталь имела обтекаемую ступенчатую форму, где толщина брони колебалась в пределах от 60 до 120 миллиметров. А вот в танках ИС-2 выпуска 1944 года лобовая деталь была спрямленной формы, что значительно повышало устойчивость брони от попадания бронебойных снарядов. При этом лобовая деталь была сформирована двумя плоскими броневыми плитами: верхняя плита выполнялась в форме  трапеции, которая суживалась к верху танка, и имела наклон к нормали в 60 градусов.

     Соединение лобовой часть танка с другими конструкционными деталями обеспечивалось путем их сваривания между собой. Башня танка была достаточно обтекаемой и представляла собой литую деталь сложной объемной формы. При этом для повышения устойчивости брони при попадании в нее снарядов, она имела толщину 90 миллиметров и  располагалась под углом к вертикальной нормали. Лобовая часть башни с проемом для маски орудия отливалась раздельно, а потом сваривалась с остальными деталями конструкции. Маска пушки выполнялась в форме цилиндрического сегмента изогнутой катаной броневой плиты, в которой выполнялось три отверстия, предназначенные для выводов пушки, прицела и спаренного пулемёта. Сама башня ИС-2 монтировалась на погон в диаметре 1800 миллиметров в броневую крышу боевого отделения. При установке башни производилась ее фиксация, которая предотвращала отрыв башни при сильном крене и опрокидывании танка набок.

    Советские танкисты в пригороде Праги, май 1945 года

    Вооружение.

     Как уже отмечалось ранее, основным вооружением танка ИС-2 являлась пушка Д-25Т с калибром 121,92 миллиметров. Орудие устанавливалось на цапфы в башню и при этом полностью уравновешивалось. Но все же башня танка с установленной пушкой Д-25Т полностью уравновешенной не не было, так как их общий центр масс не находился на оси оборота башни, что усложняло ее вращение при сильном накренении машины.  Орудие Д-25Т имело вертикальные углы наводки в пределах от −3° до +20°, а это означает, что при зафиксированном положении башни танка оно могло наводиться в небольшом горизонтальном секторе. Спуск для выстрела был электрическим, но имелась возможность и ручного спуска.

     Боекомплект в танке для орудия составлял 28 выстрелов при раздельном заряжании. Снаряды и заряды к ним располагались после укладки в башне танка и вдоль бортов в боевом отделении. Боекомплект, использовавшийся в то время для пушки Д-25Т, не отличался разнообразием. В то время в него входили:

    1. бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-471, имевший массу в 25 килограмм, при массе взрывчатого вещества 156 грамм.

    2. бронебойный тупоголовый снаряд, оснащенный баллистическим наконечником, БР-471Б, имевший массу 25 килограмм  при массе взрывчатого вещества 111 грамм.

    3. осколочная фугасная пушечная граната ОФ-471, имеющая массу 25 килограмм при массе взрывчатого вещества в 3 килограмма.

     В танке ИС-2, кроме пушки Д-25Т, устанавливались еще и три пулемёта ДТ калибром 7,62 миллиметра: зафиксированный (неподвижный) курсовой пулемет, который спаривался с пушкой в маске и кормовой пулемет, устанавливавшийся  в приливе на задней части башни в шаровой установке. Боекомплект ко всем пулеметам составлял 2520 патронов, которые находились в дисках. В январе 1945 года на танках ИС-2 стали устанавливать крупнокалиберные зенитные пулеметы ДШК калибром 12,7 миллиметров с коллиматорным прицелом К-8Т. Боекомплект к пулемету ДШК составлял 250 патронов, которые находились в ленте, уложенной в коробке, прикрепленной к пулемёту.

    Боеприпасы к пушке Д-25Т танка ИС-2

    Боеприпасы к пушке Д-25Т танка ИС-2

    Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

     Танк ИС-2 имел четырёхтактный V-образный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-2-ИС, развивавший мощность в 520 лошадиных сил, что соответствует 382 кВт. При пуске двигателя использовался инерционный стартер, имевший как ручной, так и электрический привод. Приводом для инерционного стартера служил вспомогательный электрический двигатель мощностью 0,88 кВт. Танк ИС-2 имел три топливных бака, располагавшихся в боевом отделении (два) и в моторно-трансмиссионном отделении (один). В случай необходимости танк мог оснащаться еще четырьмя наружными подвесными дополнительными баками по 360 литров топлива кажный, но с топливной системой двигателя подвесные баки связаны не были.

     Танк ИС-2 имел механическую трансмиссию, в ее состав входили:

    главный многодисковый фрикцион, работавший по принципу сухого трения стали по феродо;

    коробка передач в четыре ступени с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);

    два планетарных двухступенчатых бортовых механизма поворота с оптимизированным многодисковым фрикционом блокировки, работающего по принципу сухого трения сталь по стали, и ленточными тормозами;

    два комбинированных двурядных бортовых редуктора.

     Приводы управления трансмиссией были механические.

     Тип подвески у танков ИС-2 следует классифицировать, как индивидуальную торсионную, работающую для 6 цельнолитых опорных двускатных катков небольшого диаметра в 550 миллиметров по правому и левому бортам. По каждому опорному катку к бронекорпусу путем сваривания укреплялся ограничитель хода для балансиров подвески. Верхний ход гусеницы удерживался тремя цельнолитыми малыми катками по правому и левому бортам. Тип механизма для натяжений гусеницы — винтовой. Каждая гусеница при этом состояла из 86 траков одногребеневой формы шириной 650 миллиметров.

    Экипаж и десант танка ИС-2, Чехословакия 1945 год

    Боевое применение.

     Танк ИС-2 принимал активное участие в боевых действиях, практически на всех фронтах Восточного фронта Великой Отечественной войны в период 1944-1945 годов, в войне с Японией в 1945 году, в Корейской войне в составе добровольческой армии Китая и армии КНДР, несколько ИС-2 находилось на вооружении Северо-Вьетнамской армии, но информации об их применении нет, в качестве подвижных огневых точек отражал высадку американцев на Кубу в районе Плая-Хирон.

     Уступая по скорострельности своим главным противникам немецким танкам «Тигр», «Тигр II» и «Пантера», танк ИС-2 использовался в основном не для борьбы с ними, а по прямому своему назначению, прорыву сильно укрепленных позиций противника и штурму укрепленных городов. Особенно он проявил себя при штурме Кенигсберга, Бреслау, Берлина и финских укрепленных линий в Карелии.

     В настоящее время, невзирая на свою устарелость, с успехом состоит на вооружении армий Кубы и КНДР, выполняя различные функции по укреплению обороноспособности этих государств.

    Колона танков ИС-2 в пригороде Берлина во время превала, май 1945 года

    Категория: Танки | Добавил: savator (25.10.2017)
    Просмотров: 1287 | Рейтинг: 4.2/4
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Логин:
    Пароль:
    Поиск
    Новости сайта
    Материалов за текущий период нет.
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Зона интересов © 2024