Среда, 20.09.2017
Зона интересов
Меню сайта
Обновления форума
  • Попытка номер раз.) (95)
  • Прямая связь. (2)
  • Отдыхаем. (20)
  • Макетирование (103)
  • TPz1 Fuchs A4 (1)
  • Категории каналов
    Танки [11]
    Бронемашины [5]
    Обновления статей.
    [27.01.2017][Бронированный флот]
    Линкор "Бисмарк" (0)
    [25.02.2017][Авиация]
    Штурмовик Ил-2 (0)
    [12.01.2017][Танки]
    Первые танки (0)
    [23.01.2017][Парусный флот]
    Двенадцать апостолов (линейный корабль) (0)
    [31.01.2017][Танки]
    Танк "Матильда" (0)
    [15.02.2017][Парусный флот]
    64-пушечный линейный корабль "Ингерманланд" (0)
    [21.04.2017][Артиллерия]
    «Дора» (Dora) (0)
    [21.06.2017][Бронемашины]
    Бронетранспортёры Hanomag (0)
    [19.03.2017][Авиация]
    Мессершмитт Bf-109 (Me-109) (0)
    [26.03.2017][Авиация]
    Хейнкель Не 112. (0)
    Категории раздела
    Танки [11]
    Бронемашины [5]
    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Бронетехника » Танки

    Танк Т-28

                                                   

     

     Назвать Т-28 первым в истории  танком было бы не совсем корректно – ещё в 1929 году в нашей стране появился средний танк Т-24. Однако этот танк был выпущен лишь в 15 экземплярах и был использован в основном в качестве учебной машины.

     История же Т-28 началась в 1930 году с визита в Великобританию советской закупочной комиссии во главе с Семёном Гинзбургом. В задачу этой комиссии входило приобретение наиболее современных образцов бронетехники и отправка их в СССР для изучения и использования при организации собственного бронетанкового производства. Одним из танков, особенно заинтересовавших комиссию, стал новейший в то время средний танк A6 фирмы «Виккерс», более известный как «Виккерс 16-тонный». Однако фирма «Виккерс» отказалась продать готовый образец танка ввиду его секретности и выдвинула советской стороне неприемлемые условия приобретения машины – за каждый танк без вооружения англичане просили по 16 тысяч фунтов, что составляло тогда 155 тысяч рублей золотом. В связи с этим, было принято решение отказаться от приобретения A6 и вместо этого создать танк аналогичного класса собственными силами.  

     

                                                 

      

     По первоначальному проекту танк должен был сохранять общую компоновку A6, иметь вес около 16 тонн и нести вооружение из 45-мм пушки и пулемёта в главной башне и ещё двух пулемётов — в малых. Бронирование танка должно было составлять 20 мм в лобовой части корпуса и 16—17 мм на остальных вертикальных поверхностях, толщина бронелистов крыши — 10 мм, днища — 8 мм. В качестве силовой установки был выбран авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л. с., уже устанавливавшийся на танках БТ-2. В конструкции предполагалось широко использовать также другие узлы и конструктивные решения уже находившихся в производстве БТ-2 и Т-26.

     Первый прототип танка, получивший наименование Т-28-1, из неброневой стали совершил первый испытательный пробег 29 мая 1932 года. От начального проекта прототип отличался установкой более мощного двигателя М-17, а также установкой 37-мм пушки ПС-2 вместо 45-мм, поскольку последняя всё ещё не была к тому времени готова. 11 июня 1932 годаТ-28 был продемонстрирован командованию Управления моторизации и механизации РККА. Танк в целом получил положительную оценку, однако военные потребовали установки на него, начиная уже со второго опытного образца, дизельного двигателя ПГЕ, находившегося в то время в разработке, и 76-мм пушки ПС-3. С учётом этих замечаний, а также результатов испытаний первого прототипа, проект Т-28 был в августе — сентябре 1932 года кардинально переработан — в большей или меньшей степени изменены были почти все узлы и системы танка, за исключением лишь двигательной установки, поскольку указанный дизель так и не был доведён до приемлемого уровня. После этого в конце октября 1932 года, даже не дожидаясь изготовления опытного образца, Советом труда и обороны СССР было принято решение о серийном производстве танка, которое началось на Кировском заводе в Ленинграде.

     

                                                      

          

     Первая партия из 12 танков была готова к апрелю 1933 года, и уже 1 мая 10 из них прошли в составе парада по московской Красной площади.

     Т-28 представлял собой средний танк классической трёхбашенной компоновки с двухъярусным расположением вооружения. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка, а отделение управления, совмещённое с боевым — в лобовой. Танк имел противопульное бронирование. Экипаж танка состоял из шести человек: механика-водителя; командира, выполнявшего также функции стрелка из башенного пулемёта и заряжающего пушки; радиста, выполнявшего также функции второго заряжающего; наводчика и двух стрелков пулемётных башен.

     

                    

    1 – 76.2-мм пушка КТ-28; 2 – маска; 3 – подъемный механизм пушки; 4 – телескопический прицел ТОП; 5 – перископический прицел ПТ-1; 6 – ограждение пушки; 7 – башенный люк; В – бугельная установка пулемета; 9 – сиденье наводчика (командира); 10 – отверстие для доступа к приборам дымопуска; 11 – жалюзи для доступа охлаждающего воздуха к радиаторам; 12 – воздушный фильтр; 13 – двигатель М-17Л; 14 – выхлопной коллектор; 15 – глушитель; 16 – главный фрикцион; 17-вентилятор; 18-жэлюзи; 19 – откидной колпак вентилятора; 20 – бортовой фрикцион; 21 – коробка перемены передач; 22 – бортовая передача; 23 – вторичный привод вентилятора; 24 – первичный привод вентилятора; 25 – подмоторная рама; 26 – опорный каток; 27 – моторная перегородка; 2В – вытяжной вентилятор; 29 – укладка 76,2-мм снарядов на стенке боевого отделения; 30 – вращающаяся укладка 76,2-мм снарядов; 31 – подвесной пол боевого отделения; 32 – сиденье пулеметчика; 33 – сиденье механика-водителя; 34 – рычаг управления бортовым фрикционом; 35 – барабанная укладка пулеметных магазинов; 36 – направляющее колесо (ленивец); 37 – бронеколпак фары; 38 – звуковой сигнал; 39 – 7,62-мм пулемет ДТ; 40 – прибор наблюдения механика-водителя; 41 – малая пулеметная башня; 42 – укладка запасного стекла Триплекс в будке механика' водителя; 43 – укладка 76,2-мм снарядов на бортах подбашенной коробки.

     

     Башни танка размещались в два яруса. 76,2-мм пушка КТ-28 («кировская танковая») образца 1927-1932 годов с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Прицельные приспособления пушки: танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм — секторного типа, ручной. В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая — 165°. Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год, причем в течение всего этого периода в его конструкцию было внесено более 600 различных изменений и усовершенствований, которые позволили повысить прочность узлов и агрегатов и надежность работы машины в целом. В процессе производства общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудован турелью П-40 для пулемета ДТ, напряжение электромотора для вращения главной башни повысили с 12 В до 24 В, перестал устанавливаться радиоприбор для внутренней связи «Сафар», были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части. С 1938 года наТ-28 начали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с, что позволяло её бронебойному снаряду пробивать броню толщиной до 50 мм на расстоянии в 1000 м при угле встречи в 60° к нормали. Этой пушкой вооружались не только новые таки – производилась также плановая замена старых пушек на новые и на танках более ранних выпусков, и к началу войны пушкой Л-10 были перевооружены уже две трети танков Т-28.

     

                                                     

     

     В качестве силовой установки танку Т-28 служил V-образный авиационный карбюраторный М-17Т водяного охлаждения, эксплуатационной мощностью 450 л. с. при 1400 об/мин. Максимальная мощность составляла 500 л. с. при 1450 об/мин. 5,3-кратная степень сжатия вынуждала использовать авиационный бензин Б-70.

    Для внешней связи все танки Т-28 оснащались радиостанциями. На танки ранних выпусков устанавливалась радиостанция 71-ТК, обеспечивавшая связь на дистанцию в 18—20 км. С 1935 года на танк стали устанавливать радиостанцию 71-ТК-2 с увеличенной до 40—60 км дальностью связи, но из-за ненадёжности (радиостанция постоянно перегревалась) её уже с 1936 года заменили более совершенной 71-ТК-3, ставшей наиболее массовой танковой радиостанцией довоенных лет.

     В 1933 году первые 10 танков Т-28 поступили на вооружение 2-го отдельного танкового полка Ленинградского военного округа, затем в 1, 3 и 4-й танковые полки. 12 декабря 1935 года приказом Наркома обороны танковые полки были развёрнуты в отдельные тяжёлые танковые бригады. В своём составе бригада имела 54 танка Т-28, 16 танков БТ, 18 танков Т-26 и 3 огнемётных танка БХМ-3, а также многочисленные автомобили. Личный состав бригады составлял 1400 человек.

     Одна из таких бригад – 20-я тяжёлая танковая бригада имени С. М. Кирова – участвовала в боевых действиях на Карельском перешейке во время советско-финской войны 1939—1940 годов. В составе бригады насчитывалось 105 танков Т-28 (ещё 67 новых танков было получено бригадой в процессе боевых действий), а также лёгкие танки БТ-5 (8 шт.), БТ-7 (21 шт.), огнемётные танки БХМ-3 (11 шт.), 20 бронеавтомобилей, многочисленные грузовые машины и 2926 человек личного состава. За время конфликта танки бригады 155 раз были подбиты артогнем, 77 раз подорвались на минах 21 раз тонули в болотах и 197 раз выходили из строя по техническим причинам. Однако в большинстве случаев эти танки вновь вводились в строй – бригада имела хорошую ремонтную базу, да и Кировский завод находился не так далеко. Безвозвратные же потери бригады составили лишь 32 танка – 30 из них не подлежало восстановлению после боевых повреждений, а два захватили финны.   

     

         

                                                             Т-28 захваченные финнами. 

     

     В ходе боёв на «Линии Маннергейма» танки Т-28 использовались по своему прямому назначению — для поддержки пехоты при прорыве укреплённых позиций противника. При этом, несмотря на то, что Т-28 создавался по требованиям начала 1930-х годов, их применение в целом было весьма успешным, особенно в сравнении с танками Т-26 и БТ.

     В частности, Т-28 легко двигались по снегу глубиной 80—90 см, хорошо преодолевали рвы, эскарпы и прочие противотанковые заграждения, огневой мощи пушек вполне хватало для эффективной борьбы с ДЗОТами и даже небольшими ДОТами, а множество пулемётов позволяло создавать настоящий ливень свинца. Однако, вместе с тем, бронирование танков не позволяло им эффективно противостоять огню противотанковой артиллерии, в частности, 37-мм пушек «Бофорс».
    Последние 13 серийных танков, выпущенные в 1940 году, имели главные башни конической формы, также аналогичные по конструкции конической башне танка Т-35. Однако, в отличие от Т-35, конической была только главная башня — пулемётные сохранили цилиндрическую форму.

     

     

    Т-28 выпуска 1940 года с конической башней

     

     На основании опыта боев в Финляндии танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 80 мм, а бортовой и кормовой — до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 тонн. Такой вариант получил обозначение Т-28 Э (экранированный).

    К 15 сентября 1940 года на вооружении Красной Армии состояло 443 средних танка Т-28 . К июню 1941 года их число сократилось до 411, из которых полностью боеспособными были порядка 250 машин.

     Танки Т-28 активно использовались в начальный период войны, однако почти все они были потеряны в первые месяцы боевых действий. Помимо неграмотного использования, нехватки горючего и боеприпасов и общей дезорганизации частей РККА, основной причиной потерь являлась техническая изношенность большинства танков и практически полное отсутствие запчастей к ним. Осенью — зимой 1941 года уцелевшие Т-28продолжали эпизодически встречаться на фронтах. Небольшое количество этих машин участвовало в Битве за Москву. К весне 1942 годаТ-28 имелись только в Ленинградском военном округе (порядка 20 машин). Последнее же их боевое применение в составе РККА было зафиксировано зимой 1944 года в ходе операции по снятию блокады Ленинграда.

     

                                                                 

     

     

     

     

     

     

    Категория: Танки | Добавил: savator (12.04.2017)
    Просмотров: 136 | Теги: Т-28, танк | Рейтинг: 4.6/11
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Логин:
    Пароль:
    Поиск
    Новости сайта
    [13.09.2017]
    Истребитель ЛаГГ-3 (0)
    [23.08.2017]
    Бронетранспортер БТР-50 (0)
    [20.08.2017]
    Panzerkampfwagen “Maus” (0)
    [09.08.2017]
    САУ 2А3 «Конденсатор-2П» (0)
    [02.08.2017]
    HMS Victory (0)
    [26.07.2017]
    Бронетранспортер БТР-152 (0)
    [20.07.2017]
    Устройство парусного корабля (0)
    [12.07.2017]
    Истребители Фокке-Вульф FW 190 (0)
    [05.07.2017]
    Lorraine 37L и 38L (1)
    [28.06.2017]
    Американский бронетранспортер М-3А1 (0)
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Зона интересов © 2017