Пятница, 19.04.2024
Зона интересов
Меню сайта
Обновления форума
  • Фентези миниатюра (60)
  • Самоходное орудие "Штурер Эмиль". (5)
  • Моя артиллерия. (13)
  • Что выбрать? (6)
  • Поздравления. (13)
  • Категории каналов
    Судомоделизм [23]
    Советы мастеров.
    Бронетехника и артиллерия [2]
    Обновления статей.
    Материалов за текущий период нет.
    Категории раздела
    Судомоделизм [23]
    Советы мастеров.
    Бронетехника и артиллерия [2]
    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мастерская » Бронетехника и артиллерия

    Камуфляж бронетехники РККА 1930 – 1945

                   Камуфляж на танках РККА 1930 – 1945

     

     Цветовое отличие военного объекта от окружающего фона представляет собой главнейший и первичный демаскирующий признак этого объекта. Чем меньше это отличие, тем труднее заметить такой объект на местности.

     

     Первоначально, с массовым применением огневых средств, в войнах и конфликтах начала XX века, в большинстве армий наиболее развитых стран мира для маскировки объектов стали применять защитную окраску цвета «хаки» (зеленый землистого оттенка) или использовали серо-зеленое покрытие по подобию флотских образцов. Именно таким образом были окрашены русские, английские, французские и немецкие бронеавтомобили перед началом 1-й Мировой войны.

     

     Однако боевая практика скоро убедила все воюющие стороны, что окраска материальной части в один защитный цвет не всегда способствует ее меньшей заметности, особенно если материальная часть подвижна и проецируется на разнообразные фоны.

     

     В результате во французской армии наряду с одноцветной стали применять многоцветную окраску в виде чередующихся светлых или темных полос, а также крупных пятен, называвшуюся «зеброванием». Именно таким способом были окрашены первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон». «Зебрование» не получило широкого развития, так как было построено на принципе однообразного чередования цветов в схематичном рисунке, по которому легко было узнать маскируемый объект.

     

     Дальнейшее усовершенствование такой полосатой окраски привело к созданию камуфляжа, основное назначение которого сводилось к достижению неузнаваемости окрашенного объекта. Эффект неузнаваемости получался после слияния с фоном некоторых пятен окраски («выпадения к фону»), которые по своему цвету были близки к преобладающей окраске фона. Камуфляжная окраска, как правило, состояла из несимметрично расположенных пятен двух, трех, а иногда и более цветов разного размера. В таком виде, но с различными изменениями, она была принята в армиях всех воевавших стран.

     

     Помимо деформирующих окрасок применялись также мелкопятнистые окраски, рассчитанные только на уменьшение заметности. Впервые такая окраска появилась в германской армии.

     

     В лесных районах значительную роль приобрели имитирующие окраски (особенно для небольших объектов) в определенных элементах повторяющие характерные детали ландшафта.

     

     В Красной Армии камуфляжем занялись в 1920 г., когда были созданы первые танковые отряды. По всей видимости, работами руководил известный художник и дизайнер, авангардист Александр Родченко. Советские танки, раскрашенные по его проекту, имели двухцветный камуфляж. Камуфляж состоял из «ясно-зеленых» пятен по темно-зеленому фону («ясно-зеленый» — светло-зеленый ). Таким образом, были раскрашены несколько танков Mk. V, Mk. B и «Рено». Однако основная масса машин бронетанковых сил РККА продолжала окрашиваться защитно-зеленой краской различных оттенков.

     

     До конца 30-х годов проблема камуфляжа не слишком занимала умы советских военачальников, и этому можно было найти вполне конкретное объяснение: Красная Армия (середины 30-х), вооруженная доктриной «глубокой наступательной операции», со своими тысячами танков собиралась стремительно наступать вглубь вражеской территории до полного разгрома противника. В этом случае важен не столько камуфляж, сколько опознавание взаимодействующих родов войск (например, танков и авиации) в ходе наступления. Приоритет отдавался не сложной защитной окраске, а тактическим и опознавательным знакам. К тому же, несмотря на идеологическую войну с капитализмом, реальных военных противников у СССР не было.

     Только после подписания Антикоминтерновского пакта и создания военного союза Германии, Италии и Японии у СССР появились достойные «оппоненты». А после первых германских побед политическое руководство страны окончательно осознало, что в случае войны нам не избежать кровопролитных оборонительных боев.

     

     В это же время в НИИБТ были проведены испытания различных камуфляжных схем для колесных и гусеничных машин. Датированный августом 1939 года документ приводил выводы по сравнительной оценке 17 колесных и гусеничных машин, из которых 6 имели деформирующую крупнопятнистую окраску, 6 — мелкопятнистую, а 5 — обычное защитное покрытие.

     Лучшей из камуфляжных схем была признана крупнопятнистая. Однако, было признано считать возможным ограничения количества цветных компонентов до 3 – 4 для использования в каждой группе округов, 2 из которых должны быть обязательны для всех округов (кроме Среднеазиатского военного округа).

     

     Основными стали считаться красители: темно-зеленый типа защитный (4БО) и темно-коричневый или черный (6РП). Остальные цветные компоненты должны были устанавливаться на месте в зависимости от цвета окружающего фона. По этому показателю были выделены 4 группы округов:

     

    I группа – MBO, ЛВО, БОВО, КалВО, ЗакВО, УрВО, СибВО (Московский, Ленинградский, Белорусский особый, Калининский, Закавказский, Уральский и Сибирский округа).

     

    II группа – КОВО, ХВО, ПриВО (Киевский особый, Харьковский и Приволжский военные округа).

     

    III группа – САВО (Среднеазиатский военный округ).

     

    IV группа – ОКА и ЗабВО (Отдельная Краснознаменная армия и Забайкальский военный округ).

     

     После проведения испытаний в округах стало ясно, что для I и IV группы подходит 3 – 4х цветный камуфляж, а для II и III достаточно и двухцветного. Были составлены схемы, согласно которым должны были быть перекрашены танки и прочая техника советских танковых войск.

     

     Варианты камуфляжной окраски в зависимости от округов дислоцирования предусматривали использование следующих цветов:

     

    I группа: защитный (4БО), темно-коричневый, светло-песчаный, желто-коричневый.

     

    II группа: зеленая с оттенком морской волны, желто-коричневая.

     

    III группа: коричневый, светло-песчаный.

     

    IV группа: защитный, темно-коричневый.

     

     Однако реально была перекрашена только часть машин в приграничных западных округах. И то не полностью по предложенным схемам. К началу 40-х годов советской промышленностью был налажен выпуск только трех основных оттенков красок (в виде густотертой пасты, которая разводилась олифой пополам с бензином и керосином): темно-зеленая 4БО, темно-коричневая 6К, желто-землистая 7К. Используя в качестве базового цвета защитно-зеленую краску 4БО (50 % поверхности), на танки наносился двухцветный или трехцветный деформирующий камуфляж с использованием крупных коричневых (6К, 7К) пятен неправильной формы (до 25 % поверхности на каждый оттенок). В отдельных случаях на малых танках типа Т-37 и Т-38 наносился мелкопятнистый маскирующий камуфляж в виде мелких точечных темно-коричневых пятен по защитному фону.

     

     В зимнее время технику «белили» сначала известковым раствором, а затем специальными белыми красками.

       

     Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны деформирующая окраска использовалась на небольшой части бронетанковой техники. Так как в 1940 – 41 гг. заменялась материальная часть бронетанковых сил РККА, то из-за нехватки краски считалось, что камуфляжную раскраску нанесут на новые машины, когда они согласно штату укомплектуют мех-корпуса. Однако на начало боевых действий танки прибыли лишь частично, и личный состав в основной массе эту технику еще не освоил. Новые машины окрашивались на предприятиях-изготовителях защитно-зеленой краской 4БО.

     

     В боях лета и осени 1941 г. было не до камуфляжа — советский танковый парк, стремительно таял, а заводы, эвакуированные на Урал, только налаживали выпуск новой продукции.

     

     Пожалуй, единственным исключением из этого правила стали бронепоезда. Так как их количество по сравнению с количеством танков было невелико, а особенности производства и боевого использования «сухопутных кораблей» обеспечивали им возможность гораздо более длительного существования как боевой единицы, то у экипажа бронепоезда имелось гораздо больше времени для тщательного обслуживания и окраски последнего. В основном использовалась двух или трехцветная деформирующая камуфляжная схема с нанесением желто-землистых (7К) или темно-коричневых (6К) «амебообразных» пятен по темно-зеленому фону. В отдельных случаях для бронепоездов использовались имитирующие окраски: на бронеборта наносились изображения деревьев, кустов и других элементов ландшафта. Например, на крышах бронепоездов довольно часто изображали дорожную колею для маскировки состава от воздушного наблюдения.

     

     Достаточно массовое использование импровизированных камуфляжных схем впервые можно отметить в период битвы за Москву. Деформирующая или маскирующая окраска (в зависимости от конфигурации или величины пятен) достигалось путем нанесения белой краски на темно-зеленый базовый фон. Танки окрашивались по наитию экипажей, которые интуитивно чувствовали, что камуфляж уменьшает заметность танка или бронеавтомобиля. Однако в своем большинстве экипажи не были знакомы с теоретической базой нанесения пятен, учитывавшей особенности человеческого восприятия и характерное цветовое построение окружающего ландшафта. Не учитывалось также и предполагаемое тактическое применение боевой машины (оборона или наступление). В ходе Московской битвы можно было наблюдать нанесенные на технику белые пятна неправильной формы, а также извилистые полосы, наносимые кистью по защитной окраске танка. Эффект от подобных камуфляжных схем был подобен «зеброванию», поэтому в конце 1941 г. в Автобронетанковом и Артиллерийском управлении РККА начались разработки документов по камуфляжной и маскирующей окраске танков, автомобилей и гусеничных тягачей. В появившихся инструкциях камуфляжная окраска выполнялась красками трех цветов (с определением характерного ландшафтного фона и предполагаемой площади покрытия):

      

    1. Зеленая — 4БО подходит (как средняя по цвету) ко всем фонам зеленой растительности и является основной, преобладающей в окраске. Площадь, окрашенная этой краской, составляет 45 – 55 % всей площади поверхности объекта.

     

    2. Желто-землистая — 7К подходит к фонам оголенной земли (вспаханная земля, дороги, осыпи и т.п.). Окрашенная площадь составляет 15 – 30 % всей площади поверхности объекта.

     

    3. Темно-коричневая — 6К подходит к затененным пятнам различных фонов и к цвету стволов деревьев. Окрашенная площадь составляет 15 – 30 % всей площади поверхности объекта.

     

    К рисунку и расположению пятен предъявлялись следующие требования:

     

    1. Пятна по своему рисунку должны подражать пятнам естественных фонов, они должны иметь извилистый контур и быть разнообразными по своим очертаниям и размерам.

     

    2. Пятна различного цвета располагаются так, чтобы исказить в наибольшей степени привычный вид материальной части.

     

     Характерные части объекта — прямые линии и углы, щит, ствол орудия, колеса и т.п. — окрашиваются пятнами различных цветов.

     

     Общее направление пятна (удлиненного) не должно быть параллельным контуру объекта, а должно составлять с ним комбинации углов. Пятна одного цвета и похожие по размеру или форме не должны располагаться симметрично.

     

     Пятна могут быть замкнутые, находящиеся внутри контура одной грани объекта, и открытые, обрезанные гранью объекта.

     

     Открытые пятна должны обязательно переходить на соседние грани объекта, т.е. захватывать не менее двух граней. Выступающие углы, составленные из нескольких плоскостей, у обычных объектов окрашиваются по преимуществу в темные цвета.

     

     Вершина выступающего угла не должна совпадать с центром пятна.

     

     На постоянно затененных частях объекта наносятся пятна наиболее контрастирующих цветов — желтые и коричневые.

     

    3. Как правило, шаблон в рисунке пятен недопустим.

     

     Расположение пятен должно варьироваться согласно вышеприведенным правилам. Кроме того, необходимо варьировать цвета, указанные на прилагаемых рисунках, заменяя все или часть желтых пятен коричневыми, а коричневые — желтыми.

     

     Однако, незакрашенные части ствола, затвора и других механизмов, а также прицельные приспособления и таблички не окрашиваются. Камуфляжная окраска действует на различных дальностях неодинаково, в зависимости от величины пятен.

     

     На больших расстояниях, когда пятна сливаются и объект кажется одного цвета, окраска действует, как обычная одноцветная.

     

     На средних расчетных дистанциях действия окраски пятна ясно не различаются, частично сливаются с фоном, и получается искажение вида объекта.

     

     На малых дистанциях, когда все пятна резко заметны, окраска также не действует.

     

    В инструкциях определялся также и порядок окраски материальной части:

     

    1. Камуфляжная окраска начинается с разбивки пятен, для чего мелом наносят их контуры и обозначают начальными буквами цвет пятен (3, Ж, К). При перекраске объектов, окрашенных в защитный цвет, этот цвет сохраняется для зеленых пятен, и накрашиваются пятна только желтые и коричневые.

     

    2. После разбивки пятен производится окраска. Краски 4БО, 6К и 7К выпускаются заводом в виде густотертой пасты, которая разводится в войсках добавлением олифы пополам с бензином или керосином в количестве 25 – 45 % от веса пасты, чтобы свободно можно было красить кистью В случае отсутствия олифы разводить краску разрешается одним бензином или керосином.

     

     Средний расход готовой красочной смеси малярной консистенции на 1 м2 площади за один раз окраски 100 г. Перекраска в частях производится за один раз. Размывка контура производится растушевкой границ соседних невысохших пятен кистью, смоченной бензином или керосином; ширина растушеванной полосы может колебаться от 1,5 до 3 см.

     

     Для зимних условий также были разработаны соответствующие инструкции по маскирующей окраске. К ней предъявлялись следующие требования:

     

    1. С наступлением зимы и появлением снежного покрова с целью маскировки материальная часть, находящаяся в действующей армии и в районах действия авиации противника, должна быть покрыта зимней камуфляжной окраской.

     

    2. Зимняя камуфляжная окраска производит искажение формы объекта и облегчает применение его к местности; это достигается нанесением белых пятен в цвет основного фона (снега) с оставлением темных (темно-коричневых, желто-землистых или зеленых) пятен неправильной формы, покрытых сеткой из белых пересекающихся полос. Такая окраска хорошо маскирует предмет на пятнистых фонах: в лесу, кустарнике, на пересечении местности, в населенных пунктах, на дорогах и других местах, где имеются тени и отдельные участки, не покрытые снегом.

     

     Кроме камуфляжной зимней окраски может применяться одноцветная окраска в белый цвет, при которой, однако, объекты хорошо маскируются только на равнинной местности, покрытой снегом.

     

    3. Несмотря на хорошие маскировочные свойства зимней камуфляжной окраски и одноцветной белой окраски, необходимо помнить, что одна только окраска не решает полностью задачи маскировки, а лишь облегчает ее; поэтому в целях лучшей маскировки следует пользоваться подручными материалами (деревьями, ветками, кустами, снегом) и специальными маскировочными средствами (масксети), а также использовать особенности местности.

     

    4. Зимняя камуфляжная окраска наносится на материальную часть и периодически восстанавливается непосредственно в подразделениях войск; зимняя камуфляжная окраска наносится на материальную часть также на военных базах, в ремонтных органах и на заводах промышленности перед отправкой ее в действующую армию или в районы, подвергающиеся налетам неприятельской авиации.

     

    5. Для зимней камуфляжной и одноцветной белой окраски применяются следующие краски:

     

    а) сухая белая краска Б;

     

    б) белая клеевая краска;

     

    в) белая канифольно-бензиновая краска.

     

    Примечания:

     

    1. Сухая белая краска Б является основой маскировочной зимней краской. Белая клеевая и белая канифольно-бензиновая краски применяются только при отсутствии белой сухой краски Б и приготовляются в подразделениях из материалов, имеющихся на местах.

     

     Сухая белая краска Б представляет собой порошок, состоящий из белого пигмента и связующего. Она заготавливается в централизованном порядке и доставляется в войска в готовом для разведения виде. Для нанесения на маскируемый объект краска предварительно разводится водой. Высыхает краска в течение 1 – 2 часов; на 1 кв. метр окрашиваемой поверхности требуется 75 – 100 граммов сухой краски.

     

    2. Применять для окраски известковый раствор не рекомендуется.

     

    Применять для окраски цинковые, свинцовые, титановые и литопоновые белила запрещается.

     

     При зимней камуфляжной окраске по предварительно камуфлированной поверхности все зеленые пятна необходимо полностью закрасить ровно белой краской, а на желто-землистые и темно-коричневые пятна, нанести белой краской ромбовидную сетку. Направление белых полос, образующих сетку, должно быть разнообразным: нельзя наносить только вертикальные или горизонтальные полосы.

      

     В том случае, когда материальную часть не успели окрасить в три цвета летними камуфляжными красками и она окрашена в ровный защитный цвет, необходимо нанести мелом разметку пятен. Затем пятна, которые размечены для зеленого цвета, сплошь закрасить в белый цвет; пятна, размеченные для желто-землистого цвета и для темно-коричневого цвета, покрыть белой ромбовидной сеткой.

     

     Трофейную технику, окрашенную одноцветной серой краской, окрашивать по такому же типу.

     

     Если позиции располагаются на открытых местах, покрытых чистым снегом, то можно закрасить объект, в сплошной белый цвет или уменьшить расстояние между белыми полосами нанесением дополнительных полос.

     

     С переходом техники с открытых мест на закрытые (в лес, кустарник, населенный пункт т.п.), удалить дополнительно нанесенное сплошное белое покрытие и дополнительно нанесенные полосы.

     

     При переходе в бесснежные районы и весной, после таяния снега, белую краску полностью удалить.

     

     Удаление белых красок производить протиранием окрашенной поверхности тряпками, смоченными водой или керосином.

     

     Данных правил по камуфляжной и зимней маскировочной окраске бронетанковой и артиллерийской техники, советские части придерживались с 1941 по 1945 гг. Но если зимняя окраска наносилась на советские танки вплоть до окончания 2-й Мировой войны в Европе, то летняя камуфляжная окраска использовалась преимущественно на нескольких театрах военных действия, там где был лесной ландшафт (Центральная, Северо-Западная часть России) и достаточно длительные позиционные бои (Западный, Ленинградский и Волховский фронты). На остальных театрах боевых действий быстротечные сражения проходили в степных и лесостепных зонах, где было Достаточно обычной защитной окраски.

     

     С середины 1943 г. стратегическая инициатива на советско-германском фронте прочно перешла в руки Красной Армии. Задачи взаимо-опознавания между родами войск стали доминировать над задачами маскировки, поэтому камуфлированные танки и САУ встречались в Советской Армии заключительного периода войны достаточно редко и, как правило, являлись инициативой местного командования.

    Категория: Бронетехника и артиллерия | Добавил: savator (17.02.2018)
    Просмотров: 1591 | Рейтинг: 4.8/4
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Логин:
    Пароль:
    Поиск
    Новости сайта
    Материалов за текущий период нет.
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Зона интересов © 2024